вторник, 11 января 2011 г.

М.Болтон: Оценка проекта и Черные Лебеди. Часть 3.

Вольный перевод статьи Майкла Болтона Project Estimation and Black Swans (Part 3)


В прошлый раз мы показали, что попытки учесть колебания и сюрпризы в проекте с помощью  грязных манипуляций с оценкой выглядят довольно нелепо. Сегодня мы рассмотрим альтернативы, относящиеся к задачам и проектам, и посмотрим, к чему они нас приведут.

Оставляйте проблемные задачи незавершенными; допускайте потерю функциональности

Существует два варианта этой стратегии. Первая - дуть в свисток, достигнув 100. То есть мы ограничиваем время на проект, что для наших примеров означает остановку проекта по завершении 100 рабочих часов независимо от достигнутых результатов. Это может выглядеть неожиданным, но нам нужно остановиться через 100 часов.

Чтобы уменьшить количество сюрпризов и обеспечить чуть больше предсказуемости, мы можем выбрасывать задачи по ходу работы. То есть, обнаружив в какой-то момент, что мы не укладываемся в расписание, мы можем втиснуть проект в расписание путем немедленного пересмотра оценок и выброса обязательств, эквивалентных количеству потерянного времени. Более того, мы можем выбирать, какие задачи выбросить, предпочитая избавляться от тех, что зависят от других задач.

понедельник, 10 января 2011 г.

М.Болтон: Оценка проекта и Черные Лебеди. Часть 2.

Вольный перевод статьи Майкла Болтона  Project Estimation and Black Swans (Part 2)


В предыдущей статье я говорил об асимметрии влияния неожиданных событий и о сопутствующих проблемах оценки. Сегодня мы рассмотрим возможные пути решения этих проблем. Тестировщики часто начинают с вопроса об адекватности модели, давайте и мы начнем с этого.

Линейная модель, которую я предлагал, не соответствует реальности в нескольких аспектах, но до сих пор я особо не говорил об этом. Вот лишь несколько недостатков этой модели.
  • модель неявно предполагает, что все задачи должны выполняться в определенном порядке.
  • модель неявно предполагает, что все задачи одинаково важны.
  • модель не учитывает информацию о зависимостях и взаимозависимостях между задачами.
  • модель предполагает, что, столкнувшись с Потраченным Утром, Потерянным Днем или Гадким Утенком, мы не можем (и не будем) ничего с ними сделать.
В частности модель не учитывает, что руководитель или инженер могут принимать какие-то управленческие решения, регулирующие действия по отношению к задачам, проекту, контексту или оценкам. Начнем с последних.

воскресенье, 9 января 2011 г.

М.Болтон: Оценка проекта и Черные Лебеди. Часть 1.

Вольный перевод статьи Майкла Болтона Project Estimation and Black Swans (Part 1)  


В последние месяцы в сети активно обсуждалось оценивание:
Все это сподвигло меня опубликовать результаты некоторых численных экспериментов, начатых в ноябре 2009-го и основанных на мысленном эксперименте, придуманном Джеймсом Бахом (James Bach). Эта работа совпадает по времени с Лебединой Песней, колонкой для Better Software, в которой я обсуждал книгу Талеба (Nassim Nicholas Taleb) "Черный Лебедь".

Черный Лебедь - невероятное и неожиданное событие, меняющее наше представление о реальности и обладающее тремя качествами. 

вторник, 21 декабря 2010 г.

Правильный багрепорт 2: точность описания и исследование проблем

Разработчики любят понятные багрепорты, четко описывающие, в чем заключается проблема. С понятным и простым сценарием воспроизведения. С логами, относящимися к описываемой проблеме. С дополнительными данными, доказывающими, что дело не в кривой настройке окружения. Идеальный багрепорт - тот, прочитав который разработчик сразу знает, что нужно починить (по крайне мере на уровне бизнес логики). Идеал редко достижим, но можно к нему стремиться. Если разработчики редко жалуются на недостаток (или, наоборот, избыток) информации в багрепортах, то мы на верном пути.

В прошлом посте про качество багрепортов я писал, как не забыть упомянуть в описании проблемы важную информацию, которая в момент описания бага кажется очевидной (для тестировщика, находящегося в контексте собственных действий). Я тогда предлагал простое техническое решение, которое напоминало, что помимо самой проблемы нужно еще упомянуть ряд параметров окружения и ожидания тестировщика от поведения приложения. Однако подобным образом можно перечислить только небольшой набор самых общих параметров, упоминание которых необходимо, но зачастую недостаточно для исследования/понимания сути проблемы. Набор данных, которые стоит упомянуть в описании проблемы, разнится от проблемы к проблеме - где-то достаточно сделать скриншот, где-то нужно добавить логи, нередко и в базу данных заглянуть полезно. Как же понять, что писать, а что нет? Ведь избыток информации тоже может запутать разработчика.

четверг, 16 декабря 2010 г.

Авралы как производная от качества планирования

Долгое время я считал авралы/переработки делом обычным - как в IT без этого? Но со временем я стал задумываться и понял, что все не так просто. В целом, понятно, что аврал - производная от планирования. Если мы что-то хотим сделать, но не успеваем, то приходится работать дополнительно по вечерам и/или в выходные. Нюанс в том, почему сложилась такая ситуация. Я выделил для себя три причины авралов со следующими условными названиями: ошибка планирования, тенденция планирования и отсутствие планирования.

Подробнее о каждом из типов.

вторник, 14 декабря 2010 г.

Аттестация в жизни технического человека.

Во многих крупных компаниях существует, в том или ином виде, процедура периодической аттестации сотрудников. Раз в год или в полгода работу сотрудников за прошедший период оценивают по нескольким параметрам. Число и набор параметров может разниться, но сейчас не об этом. Зачастую процедура предполагает, что каждый сотрудник заполняет некую форму, помогающую произвести оценку. Проблема в том, что многие "технические" люди - программисты, тестировщики - воспринимают эту деятельность, как ненужную потерю времени и придурь начальства, которому нечем заняться. Даже зная, что на основе этого документа будут приниматься решения о карьерных и зарплатных изменениях, технари обычно не видят смысла его заполнять, и вообще тратить время на процедуру аттестации: работаем же, все в порядке, и так ясно, кто хорош, а кто нет.

Вероятно, в этой процедуре людям видится "политика" и подковерные игры, а технари обычно очень не любят такие вещи, да и просто непривычны к ним. Но что еще важнее: технари обычно считают, что аттестация - она нужна для начальства, а для тех, кто "делает реальную работу" она просто досадная помеха и задержка. В этой статье я хочу показать, что аттестация может быть полезна и для технических людей, а не только для начальников.

среда, 1 декабря 2010 г.

[HDI] Увеличение своп-файла Linux без изменения разделов диска

Если вдруг потребовалось увеличить swap раздел на Linux'овой машинке, а править текущее разбиение диска на разделы не хочется, то можно поступить так:

# dd if=/dev/zero of=/var/swap bs=1M count=1048
# chmod 0 /var/swap
# mkswap /var/swap
# echo "/var/swap none swap defaults 0 0" >> /etc/fstab
# swapon -a


Собственно, тут создается файл, который в дальнейшем используется как swap-раздел.
Ключевой момент тут count=1048 - этот параметр определяет, какого размера файл будет создан.

P.S. честно своровано отсюда

Статистика дефектов. Спросите "Почему?"

Во многих наученых горьким опытом командах разработки ПО принята практика "постмортемов" (postmortem) - анализ удач и провалов по завершении проекта или очередного этапа проекта. Существуют разные подходы к такому анализу. Где-то опрашивают всех участников процесса разработки, где-то только ключевых людей. Где-то больше склонны обсуждать успехи, а где-то провалы. Где-то спрашивают личное мнение, где-то основываются прежде всего на статистике.

В том числе - где-то анализируют статистику багов за рассматриваемый период, а где-то не придают ей большого значения. Полагаю, многие не принимают во внимание данные багтрекера оттого, что не очень представляют, что и как можно оттуда извлечь. А извлечь можно разное.

Нередко первое, что приходит в голову - посмотреть различные распределения багов по людям и выявить таким образом чемпионов и античемпионов. Кто из тестировщиков обнаружил больше всех багов? Кто из программистов пофиксил больше всех? У кого меньше всех доля инвалидов в списке найденых и описаных дефектов? На ком "висит" больше всего "блокеров"? Подобных линеек можно придумать немало, и чаще всего подобная статистика бесполезна - как всякое сравнение теплого с мягким.

четверг, 18 ноября 2010 г.

[HDI] Поиск и очистка inodes в Linux

Как известно, каждому файлу в Linux'е соответствует не только место на диске, но и некоторое количество inode. Как и место на диске, inode'ы тоже могут заканчиваться, и результат примерно тот же - создавать новые файлы становится невозможно.

Узнать, сколько inodes уже использовано можно с помощью команды
df -i

Но если узнать, кто занял все место - несложно, то понять, кто съел inode'ы чуть посложнее. Обычно они пропадают из-за большого количества мелких, как правило, временных файлов, которые кто-то не убрал за собой.

С определением места, где все это добро хранится, может помочь такой вот несложный скриптик:

#!/bin/bash
# count_em - count files in all subdirectories under current directory.
echo 'echo $(ls -a "$1" | wc -l) $1' >/tmp/count_em_$$
chmod 700 /tmp/count_em_$$
find . -type d -print0 | xargs -0 -n1 /tmp/count_em_$$ | sort -n
rm -f /tmp/count_em_$$


Скрипт показывает, сколько inode использованы различными папками. Анализируются папки, начиная с той, откуда был запущен скрипт. То есть для поиска по всей файловой системе нужно запускать скрипт из корня.

P.S. своровано отсюда: http://stackoverflow.com/questions/653096/howto-free-inode-usage

вторник, 16 ноября 2010 г.

Рунглиш. Новояз. Жаргон.

Когда я впервые после учебы пришел работать в серьезную IT-компанию, мне, безусловно, пришлось учиться быстро и многому. И прежде всего мне пришлось учится понимать речь своих новых коллег. В первую неделю, натурально, я понимал от силы треть, когда ребята обсуждали между собой какие-то рабочие моменты. Общаясь со мной, они старались говорить попроще, но и тогда половина слов и их сочетаний оставались непонятными.

К концу первой недели я начал-таки понимать основы этого нового языка, и вторая неделя прошла под знаком перевода: я мог понять, что говорят люди вокруг только прикладывая осознанные и значительные усилия по трансформации их речи в понятные мне образы и сущности. Дальше все было попроще, и через пару месяцев я сам разговаривал на работе фразами, в которых от русского языка были только предлоги - остальные слова или сменили значение, или были какими-то неологизмами, или кальками с английского. Я-то привык быстро, а вот домашние удивлялись моей речи, если мне вдруг звонили с работы.

Профессиональный жаргон - дело не новое, и думаю большинство с ним сталкивалось в своей работе, а уж в сфере IT - просто все. Жаргон свойственен любой профессии; где-то его больше, где-то меньше. В IT обилие жаргона связано, на мой взгляд, прежде всего с тремя аспектами: