вторник, 14 декабря 2010 г.

Аттестация в жизни технического человека.

Во многих крупных компаниях существует, в том или ином виде, процедура периодической аттестации сотрудников. Раз в год или в полгода работу сотрудников за прошедший период оценивают по нескольким параметрам. Число и набор параметров может разниться, но сейчас не об этом. Зачастую процедура предполагает, что каждый сотрудник заполняет некую форму, помогающую произвести оценку. Проблема в том, что многие "технические" люди - программисты, тестировщики - воспринимают эту деятельность, как ненужную потерю времени и придурь начальства, которому нечем заняться. Даже зная, что на основе этого документа будут приниматься решения о карьерных и зарплатных изменениях, технари обычно не видят смысла его заполнять, и вообще тратить время на процедуру аттестации: работаем же, все в порядке, и так ясно, кто хорош, а кто нет.

Вероятно, в этой процедуре людям видится "политика" и подковерные игры, а технари обычно очень не любят такие вещи, да и просто непривычны к ним. Но что еще важнее: технари обычно считают, что аттестация - она нужна для начальства, а для тех, кто "делает реальную работу" она просто досадная помеха и задержка. В этой статье я хочу показать, что аттестация может быть полезна и для технических людей, а не только для начальников.


Итак, момент аттестации наступил.От тестировщика требуют, чтоб он написал/рассказал, что и как он работал за последний период; чего достиг, как проявил себя в той или иной сфере. Тестировщик сидит, пытается вспомнить, что такого интересного было полгода назад и ругается. И правда - придумали же ерунду какую-то. Есть же непосредственный начальник. Нужно решить, повышать ли зарплату, - ну так спросите у него, он же знает, кто чем занимается. И писанину разводить не пришлось бы, время тратить.

Проблема в том, что начальник вовсе не обязательно так уж хорошо все знает. Вообще, многие технические люди, особенно по молодости, считают начальника таким странным существом, которое ничего полезного не делает, зато при этом знает, что и почему делал каждый сотрудник в отделе. Это заблуждение приводит к недопониманию и обидам. На деле начальник, очевидно, не может знать, чем занимается каждый из его сотрудников в каждый момент времени, особенно если подчиненных больше трех. Он может не помнить, а то и не знать, что Вася написал скрипт, который облегчил работу трем сотрудникам. А к Пете часто приходят посоветоваться по разным заковыристым вопросам. И если Вася и Петя сами не скажут ему об этом, то он может никогда и не узнать. Я не призываю хвастаться каждым своим действием. Но если тестировщик знает, что он сделал что-то полезное для отдела, то аттестация - удобный момент об этом напомнить. Никто это как хвастовство не воспримет. Аттестация и создана для того, чтоб узнать, кто и что делал. И как, что немаловажно. С другой стороны, если каких-то особых дотижений нет, а вы просто "хорошо делали свою работу", то непонятно за что вас поощрять. Вас и нанимали, чтоб вы хорошо делали свою работу, не так ли? Подумайте, что вам позволило достигать хороших результатов.

Ну, хорошо. Сообщил Вася, что он написал скрипт - и ничего не произошло. Никто его не похвалил, вообще не оценил принесенной пользы. Тут тоже стоит подумать, почему так произошло - просто потому, что "да наверху только козлы и идиоты" или дело в чем-то еще. Нередко проблема в том, как описано достижение. Если Вася написал только про сам факт создания скрипта, то это никаких данных не дает. Ну написал, и что? Непосредственый начальник может подойти и уточнить детали, конечно. Но зачастую решение принимает не он, а вышестоящий менеджер, а тот опрашивать каждого точно не пойдет. Так может стоит сразу написать так, чтоб было понятно? Вообще, стоит помнить, что тот, кто будет читать заполенную аттестационную форму не в контексте вашей работы. Он вовсе не обязательно идиот. Он, может, даже в тестировании/программировании понимает. Но из пары строчек понять, чем был полезен скрипт, зачастую трудно. Не надо, опять же, расписывать технические детали - за редким исключением, они мало кому из читающих интересны. Обязательно нужно написать, какую проблему решает скрипт. Не просто так же вы его создали - хотели что-то упростить наверное или автоматизировать, или еще что. Вот об этом и напишите. Если есть какие-то количественные показатели - обязательно надо их упомянуть. "Скрипт позволяет сэкономить половину человеко-дня в неделю" - отличный результат, который скорее всего будет по достоинству оценен руководством. Возможно, подобный измеримый результат представить трудно, зато были созданы некие артефакты - на них тоже полезно сослаться. "Заметив, что вопросы возникают снова и снова у разных людей, организовал базу знаний, куда занес сведения и отсылаю людей к этой базе. База знаний находится вот тут" - тоже прекрасно. Гораздо лучше, чем "я часто, много и охотно помогаю коллегам а решении проблем".

Кто-то может сказать: "Здорово, конечно. Скрипт там, база знаний. А я программировать не умею, и железа чтоб какие-то базы размещать у нас нет. И вообще, у меня компьютер тормозит, когда я приложение запускаю, чтоб протестировать. Какие уж тут достижения!"

Это еще один важный момент. Не стоит воспринимать аттестацию как "ерунду, нужную только для менеджеров". Даже если форма не содержит подходящего поля, все равно аттестация - очень удобный момент, чтоб рассказать про накопившиеся проблемы самого разного плана. Устаревшее железо, сломаный стул, неактуальное ПО, необходимый тренинг, невкусный кофе - обо всем, что мешает эффективной работе, стоит написать или хотя бы поговорить со своим начальником. Может, он и не в курсе проблемы - стул у него хороший, с железом напрямую не работает, пьет чай, а не кофе. А узнав, он может или сам проблему решить или [попытаться] продавить решение по иерархии. Но сначала он должен узнать, что проблема есть. Не обязательно ждать аттестации, чтоб о ней сообщить, но если проблема еще не решилась - то хорошо про нее напомнить.

Еще ситуация: что-то сделано, красиво подано, но реакция на достижение все равно не вдохновляет. К сожалению, возможно, что вы рыли не в том направлении. Вы в курсе, чего от вас и вашей работы ждет начальник? Вы в курсе, какие направления деятельности отдела начальник считает более важными? Вы в курсе, как начальник оценивает вашу работу и почему; куда по его мнению вам стоит развиваться? Если нет - то стоит его спросить. И аттестация, опять же, удобный момент это сделать. В первый раз подобные вопросы задавать многим страшновато, но на самом деле ничего страшного в этом нет - такие обсуждения обычно проходят гораздо проще, чем может представиться. А польза - огромная.

Вообще, аттестация сотрудников это такой момент, когда даже плохонький начальник (а таких, я верю, в IT все же не так много) вынужден вспомнить, что он управляет людьми и высказать какое-то обоснованое мнение на их счет. Он может не все знать про достижения своих людей, он может забыть про что-то. Ему может не хватать какой-то еще информации. И если вы как подчиненный облегчите начальнику его работу, предоставив ему эту информацию - он скорее всего оценит. А если вдруг нет, то все равно остаются два плюса: вы для себя проанализировали собственную деятельность - достижения и слабые места. Всегда полезно знать о себе больше. Если вы пришли к выводу, что начальство ваши усилия не ценит - может, стоит подумать об изменениях? Смена места работы - тоже вариант, если на текущем месте вы уперлись в стену или потолок.

Резюмируя, еще раз повторю, что аттестация - очень удобный момент, чтоб понять, что было сделано, где вы сейчас находитесь, и куда нужно двигаться дальше. И обсуждение этих вопросов с начальством может изменить или дополнить ваши собственные ощущения на этот счет. Нужно только, заполняя аттестационную форму или общаясь с руководством, не забыть:
  • сообщить о успехах
  • сообщить о проблемах
  • рассказывать о достижениях, а не про то что работал работу. есть количественные показатели? круто!
  • помнить, что менеджер не знает о вас все
  • помнить, что вы не все знаете о менеджере
  • прояснить ожидания руководителя о вас и вашей работы
  • выяснить мнение руководителя о текущем уровне работы
  • выяснить мнение руководителя о возможных/приоритетных направлениях развития
  • рассказать свое мнение руководителю на этот счет
  • высказать свои идеи

Успехов и адекватных оценок вам во время аттестации!

Комментариев нет:

Отправить комментарий